С праздником! Наверное, если бы Он не улыбался так непринуждённо перед стартом, без этого оптимизма, первый полёт мог завершиться не так удачно.
К 50-й годовщине стартовал сайт, на котором среди прочего можно прослушать запись переговоров во время полёта и почитать её расшифровку.
http://pobeda-kosmos.ru/
Во время поездки (1964) во Францию Гагарина повезли на экскурсию в фирму Matra, которая специализировалась на производстве ракетно-космической техники и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Живейший интерес Юрия Алексеевича вызвала двухместная легковушка Matra-Bonnet Jet VS, с изготовленным из стеклопластика кузовом типа «купе». Двигатель объемом всего 1,1 литра разгонял эту 760-килограммовую машину до 100 км/ч за 13,2 секунды, а максимальная скорость составляла 173 км/ч. Движок и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза.
Французы по достоинству оценили интерес, проявленный первым космонавтом к их детищу. По возвращении в Москву во дворе посольства Франции его уже ждал подарок - та самая Matra небесно-голубого цвета...
P.S.Модель Djet VS выпускали всего два года - с 1964-го по 1965-й. Поскольку "Matra" обладала большим опытом работы с композитными материалами и пластмассами, одно из ее подразделений взялось за изготовление малой серией автомобильных кузовов из стеклопластика. А лицензию на конструкцию автомобиля приобрели у французской фирмы "Bonnet" -именно она разработала двухместную спортивную машину с пластмассовым кузовом на раме хребтового типа. На автомобиль устанавливали двигатель тоже французской компании "Gordini" - он представлял собой форсированный вариант мотора Renault 8 (четыре цилиндра, 1108 куб. см, 94л.с. при 6800 об/мин).
Двигатель и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза. При базе в 2400 мм длина Matra-Bonnet Djet VS достигала 4200 мм, как у "Москвича-408"...